Судьба родины - в мозолистых руках
19 октября 2004 года

С одной стороны, подведена очередная черта под числом госслужащих республиканского госуправления, и на 1 сентября под чертой значились всего 9285 человек. Всего-то примерно каждый 450-й житель республики носит портфель, в котором - судьбы малой родины. С другой стороны, есть еще местные госслужащие федеральной вертикали (в многочисленных территориальных подразделениях федеральных структур, а также в местных министерствах, например, в МВД РТ). Об их количестве, в силу незавершенности административной реформы, пока говорят лишь, что "их больше, чем наших" - зато они и финансируются не из нашего, а из федерального бюджета...

Но вернемся к нашим госслужащим. Они бывают категорий А, Б и В, а внутри каждой категории есть еще категории - поменьше, и еще классы... В каких же татарстанских властных структурах их собралось больше всего?

Абсолютное и безусловное лидерство - за минфином: в его составе 2242 госслужащих. С большим отрывом за минфином следует минсельхозпрод: за самим министерством числится всего 153 госслужащих, но к этому числу следует прибавить 51 (минсельхозовское управление технадзора) и 716 (райсельхозуправления). Итого 920 госслужащих сельского профиля. Тоже понятно: как в минфине одни госслужащие отвечают за налог на прибыль, другие - за государственную поддержку в сфере культуры, так ведь и в минсельхозе, наверное, одни следят за яровыми, а другие - за свининой на душу населения. Хорошо понятна мера ответственности граждан, служащих государству на этом участке, особенно если учесть, что большинство сельскохозяйственных продуктов нынче уже производится отнюдь не на государственных предприятиях. Поди отчитайся за то, что сделали другие! Тут никакое материальное стимулирование не покажется избыточным.

Далее следует минторг: 569 госслужащих и еще 155 - в госалкогольинспекции при минторге, итого 724. Вот эти 569 граждан с портфельной ответственностью за торговлю могут, казалось бы, вызвать некоторые вопросы. Например: много ли у нас осталось государственной торговли?.. Или: не заметил ли кто-нибудь благотворного влияния торговых госслужащих на подавляюще частную торговую сферу?..

Последним из ведомств, у которых республиканских госслужащих более полутысячи, является минсоцзащиты. Там их 547 человек. Вот интересно: неужели стариков, инвалидов и детей-сирот меньше, чем разновидностей налогов? Не меньше, конечно. Просто человек, который считает налог на прибыль, имеет статус госслужащего и все прилагаемые к нему блага (различные надбавки к окладу, пенсия по выслуге лет...), а "социальный работник", который обмывает лежачего старика-инвалида, такого статуса не имеет. Экономия, однако.

А где меньше всего госслужащих, финансируемых из бюджета республики? Есть такое место, оно называется "Гостевой дом при управлении делами президента РТ". Там всего-то один человек отвечает за то, что будет с родиной и с нами.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"